–”— | ENG


Ќаш дом


—ергиев ѕосад

 

‘едеральное государственное бюджетное учреждение «—ергиево ѕосадский детский дом слепоглухих» ћинистерства труда и социальной защиты –‘ – единственное и уникальное, в своем роде, учреждение, основано в 1962 году. ¬ его организации и становлении принимали участие известные ученые ».ј.—окол€нский и ј.».ћещер€ков.
ƒетский дом находитс€ на северо-востоке ћосковской области (70 км от ћосквы) в старинном городе —ергиевом ѕосаде, прославленным своей знаменитой —в€то-“роицкой —ергиевой Ћаврой.

Ќа территории в 11,2 гектара расположены учебные корпуса, мас-терские, общежитие дл€ старших воспитанников, теплица, прачечна€, хоз€йственный двор (конюшн€) и другие постройки. ¬се строени€ детского дома, а также недавно построенное здание ’рама соединены теп-лыми крытыми переходами.

 

“ерритори€ детского дома оборудована прекрасными игровыми площадками, которые сооружены по проектам ёЌ»—≈‘, а также при непосредственном участии руководител€ и ведущих специалистов —бербанка –оссии.

Ќа прот€жении всего периода существовани€ учреждение решает задачи помощи дет€м-инвалидам по зрению и слуху, а также дет€м с множественными нарушени€ми развити€, нуждающимс€ в уходе, быто-вом и социально-медицинском обслуживании, реабилитационных услугах, обучении и воспитании, социально-трудовой реабилитации.
ќсновные цели детского дома:
предоставл€ть воспитанникам наилучшие услови€ дл€ обучени€, осно-ванного на их собственном опыте и де€тельности разного рода, а также воспитывать чувство самосто€тельности и независимости в социальных и бытовых ситуаци€х.
¬ насто€щее врем€ в детском доме обучаютс€ и воспитываютс€ более 200 детей с разной структурой нарушений развити€.
¬се дети в зависимости от структуры нарушений и возраста распреде-л€ютс€ по отделени€м:
”чебно -диагностическое отделение дл€ детей с множественными т€-желыми нарушени€ми развити€ младшего возраста ( от 3 до 8 лет).
¬ это отделение маленькие дети чаще всего поступают из дома. ќсновные задачи: установление контакта, «подключение» к ребенку; работа с родител€ми.
ќбразовательно-воспитательные цели:
1. ‘ормирование культурно-гигиенических навыков.
2. ‘ормирование средств общени€.
3. ‘ормирование сенсорного опыта детей.
ќтделение расположено в одноэтажном здании, разделенном на 5 отсе-ков. ¬ каждом отсеке размещаютс€ 2 группы детей (наполн€емость групп 3-4 ребенка). ” каждой группы сво€ группова€ комната, оснащенна€ всем необходимым оборудованием, обща€ спальн€, туалетна€ и гигиеническа€ комната. ¬ыход на территорию осуществл€етс€ пр€мо из отсека через веранду. ¬еранды застекленные, пол со специальным покрытием. «десь дети гул€ют во врем€ непогоды.
—оциально - коррекционное отделение дл€ детей с множественными т€желыми пороками развити€ и проблемным поведением (от 8 до 14 лет).
ќсновна€ задача: коррекци€ проблемного поведени€ с применением специальной методики.
ќбразовательно-воспитательные цели:
1. ‘ормирование социально-бытовых навыков.
2. –азвитие элементарных трудовых навыков.
3. “ерапи€ проблемного поведени€.
ќтделение расположено в одноэтажном здании, разделенном на 3 отсека. ¬ каждом отсеке 4 группы (наполн€емость групп 3-4 ребенка). √рупповые комнаты оборудованы необходимой мебелью, нагл€дными, пособи€ми и техническими средствами. ¬ каждом отсеке 2 спальные комнаты, 2 туалетные и гигиенические комнаты. ¬ыход детей на терри-торию осуществл€етс€ из отсека.
”чебно-реабилитационное отделение дл€ детей с нарушени€ми раз-вити€, имеющими проблемы в обучении (от 8 до 14 лет).
ќсновна€ задача: подготовка воспитанников к интеграции в другие учебные заведени€ (школы слепых, глухих, умственно отсталых детей, колледжи и институты).
ќбразовательно-воспитательные цели:
1. ‘ормирование знаний по общеобразовательным предметам.
2. –азвитие вербальных средств общени€.
3.–азвитие умений ориентироватьс€ и передвигатьс€ в макропростран-стве с применением специальных средств и приемов.
4. ‘ормирование социально-бытовых навыков.
5.–азвитие креативной де€тельности в творческих мастерских детского дома.
ќтделение расположено в двухэтажном здании, классные комнаты на-ход€тс€ на первом и втором этажах и оборудованы техническими сред-ствами (звукоусиливающей аппаратурой, электронными линзами, ком-пьютерами), нагл€дными и дидактическими материалами. Ќаполн€емость групп 3-5 детей. Ќа первом этаже расположены кабинеты: аудио-логический, сенсорные (2 кабинета), тренажерный.
¬ отдельном отсеке – спальн€ мальчиков. —пальни на 2-4 человека с туалетной комнатой в каждой спальне.
Ќа втором этаже расположены кабинеты: методический, сенсорный, компьютерный (3 кабинета), домоводства. ¬ отдельном отсеке второго этажа – спальни девочек на 2-4 человека с туалетной комнатой в каждой.
ќтделение социально-трудовой реабилитации дл€ подростков с ог-раниченными возможност€ми развити€.
¬ это отделение перевод€тс€ воспитанники, достигшие 14 лет.
ќсновные задачи: подготовка воспитанников к самосто€тельной неза-висимой жизни, предпрофессиональна€ подготовка и интегрирование в общество.
ќбразовательно-воспитательные цели:
1. —овершенствование профессиональной де€тельности на пред-при€тии ¬ќ— и в производственных мастерских детского дома.
2. –азвитие социальных и бытовых навыков и умений.
3. ћаксимальное участие в обслуживающем труде (в столовой, прачечной, мастерских, кабинетах детского дома).
4. ќрганизаци€ интересного и развивающего досуга.
ќтделение расположено в большом двухэтажном здании.  омнаты со всеми удобствами (туалет, душ, кладова€), в которых живут воспитан-ники, рассчитаны на одного человека. ¬ здании на каждом этаже нахо-д€тс€ комнаты (кухни) дл€ самосто€тельного приготовлени€ и приема пищи, где воспитанники имеют возможность прин€ть гостей, устроить день рождени€ и другие праздники. Ќа первом этаже - хорошо обору-дованна€ прачечна€ и гладильна€ комната. Ќа втором этаже -телевизионна€ комната и специальна€ комната дл€ проведени€ массовых меропри€тий, праздников.


ѕоскольку в детском доме обучаютс€ дети с множественными т€желыми нарушени€ми развити€, педагоги в своей коррекционной и учебно-воспитательной работе опираютс€ на более чем 30 различных учебных программ, часть из которых созданы сотрудниками детского дома или с их участием.
”читывать все особенности каждого конкретного ребенка – очень сложна€ задача в св€зи с общей тенденцией к ут€желению структуры дефекта поступающих к нам воспитанников.
¬ажнейшим элементом в решении задач комплексной реабилитации слепоглухих и воспитанников с множественными т€желыми на-рушени€ми развити€ €вл€етс€ внедрение или освоение новых методов и технологий работы с этим контингентом детей, которые ранее нами не примен€лись.
„асть этих методик разработана внутри детского дома, друга€ - за-имствована из практики родственных отечественных и зарубежных специальных школ, но в этом случае, они адаптируютс€ к нашим усло-ви€м.
Ќаучно-экспериментальна€ и консультативна€ работа в детском доме.
Ѕольшую роль в де€тельности детского дома играет научно-экспериментальна€ работа, в рамках которой изучаетс€ проблема со-держани€ и методов обучени€ детей со сложной структурой нарушений.
Ќеобходимость составлени€ индивидуальной программы дл€ каж-дого воспитанника, поиск соотношени€ различных видов де€тельности и их интенсивности с отдыхом требуют посто€нного творческого поиска и освоени€ передового зарубежного и отечественного опыта.
¬ области научно-практической и экспериментальной де€тельности наше учреждение сотрудничает с √осударственным педагогическим университетом, ћосковским педагогическим университетом, »нститутом коррекционной педагогики –јќ, ÷ентром лечебной педагогики, »нститутом специальной педагогики и психологии (—анкт-ѕетербург) и другими, а также р€дом зарубежных институтов и международных организаций.
Ќачина€ с 1997 года педагоги детского дома активно участвуют в международных конференци€х под эгидой ћеждународной ассоциации слепоглухих, выступают с докладами, сообщени€ми и видеоматериалами из опыта работы (ѕортугали€ – 1, Ћитва – 2, √олланди€ – 1, —ловаки€ – 4, »тали€ – 2, јвстрали€ –2, ”краина –2, Ѕелорусси€ - 3 выступающих); в качестве приглашенных гостей были на конференци€х в »спании, Ѕолгарии и  анаде.
Ќа базе детского дома ежегодно провод€тс€ несколько междуна-родных семинаров и конференций.
—отрудники детского дома посто€нно оказывают консультативную помощь родител€м и педагогам, вовлеченным в работу со слепоглухими детьми, как в нашей стране, так и за рубежом. ћы обучали коллег в странах —Ќ√: јрмении,  азахстане, Ѕелоруссии, ћолдове, Ћитве, а также в странах ¬осточной ≈вропы: Ѕолгарии, —ловакии, ѕольши.
ƒетский дом €вл€етс€ экспериментальной площадкой ћинистерства здравоохранени€ и социального развити€ –‘.
јтмосфера детского дома.
¬ детском доме создана особа€ атмосфера, котора€ ломает усто€вшиес€ представлени€ о детских домах, где неуютно и холодно дет€м. Ќаш дом – теплый!
¬ нем создана сво€, особенна€, уютна€ атмосфера с зонами учебы, от-дыха, живой природы.
ѕрекрасно оборудованные классы, мастерские, библиотека, специальные кабинеты (медицинские, аудиологические, физиологические и другие), спортивные и тренажерные залы, бассейн, зан€ти€ иппотерапией - все способствует лучшему соотношению де€тельности и отдыха детей.
«десь часто устраиваютс€ общие праздники, фольклорные фестивали, дни рождени€ реб€т, театральные представлени€, которые надолго ос-таютс€ в пам€ти и отражаютс€ воспитанниками в своих авторских книгах и в журнале «Ќаша жизнь», который издаетс€ уже около 20 лет.
“аким праздникам, которые устраивают наши педагоги и друзь€-волонтеры дет€м, позавидуют и профессионалы.


 


© Copyright 2007